Глава II. Поход Манаса на Кашгар. Война с Дубуроханом
Грохот от выстрела пушки разнесся по тридцати городам, он был слышен в окрестностях озера Лобкёль и Тенгирнор, на расстоянии трех дней пути.
Услышав выстрел пушки замбирек (23), собралось бесчисленное войско. Впереди ехали батыры, закованные в железные латы; балбаны, захватив свои булавы, и борцы - боевые молоты, равные по величине целому дому, поспешили явиться на зов Дубурохана.
Дубурохан выбрал среди них пятнадцать балбанов, посадил их на пятнадцать слонов и придав им еще десять тысяч воинов, выслал их против Манаса. Войска Дубурохана со всех сторон стали окружать воинов Манаса. Началось сражение. Против одного Манаса на поединок вышло пятнадцать балбанов, верхом на слонах.
Первым выступил балбан Джоян. Голова его равнялась целому алачику, брови были подобны лежащей собаке, а волосы торчали совсем как связка арканов (24).
Когда Джоян устремился на Манаса, изо рта его полыхало пламя, из глаз сыпались искры. Он выстрелил в Манаса из лука, длиной в тридцать аршин. Стрела пробила щит Манаса, прошла сквозь аколпок, в котором была прослойка в шестьдесят слоев, и остановилась только у стального нагрудника. От силы удара Манас на мгновение подался назад на круп лошади, но сейчас же сел обратно в седло. Выстрелом из аккельте Манас убил балбана и смазал дуло его кровью.
Второго бойца Манас разрубил своей саблей на две части.
Третьего балбана звали Санамоор. На его плечах могло поместиться пятьдесят человек, а мясом одних только щек его можно было досыта накормить пятьдесят волков. Прежде, чем Санамоор успел размахнуться, Манас застрелил его.
Четвертый, Дебет балбан, ростом был выше холма. С ним Манас сражался с утра до полудня, покуда ему, наконец, не удалось стащить великана с лошади и убить его ударом о землю.
Так Манас перебил всех пятнадцать балбанов Дубурохана.
Пока Манас бился с ними, батыры Бакай, Джамгырчи, Урбю и Кёкчё расправились с остальным десятитысячным войском.
Не получая вестей от посланных силачей, Дубурохан вдогонку им отправил еще тридцать тысяч войска. Манас и их уничтожил. Потом, после короткого отдыха, он собрал своих воинов и сказал им: "Двигаться с таким огромным войском очень неудобно. Нужно разделить его на четыре части и послать в четыре стороны, чтобы окружить город".
Казахский богатырь Кокчё взял сто тысяч войска, красноречивый кипчак Эр Урбю - сто тысяч, батыр Джамгырчи, сын Эштека, - тоже сто тысяч, и сто пятьдесят тысяч взял Бакай. Все они двинулись в разные стороны.
Перед отправлением в путь Бакай держал перед войском речь:
- Если встретите врагов, - сказал он, - то ни на вершок не давайте им продвинуться вперед! Тех, кто покорится вам без боя, особенно женщин и детей, не трогайте, девушками и молодками не прельщайтесь, в вашем трудном пути это - только помеха.
Войско Манаса взошло на высоту перед городом Дубурохана и расположилось на отдых среди цветущей равнины, покрытой зеленой травой. Многочисленные воины Манаса преградили все дороги, ведущие в город Дубурохана, подобно тому, как повязка останавливает в руке движение крови. Они никого не пускали в город, никого не выпускали из города, а тех кто пытался пройти, забирали в плен.